г. Уфа, ул.Чудинова, 1

Остановка «Городской дворец культуры»

(347) 233-83-49, (917) 480-38-54

Монтессори

«Учусь САМ в Монтессори-центре»

Так может теперь заявить и ваш малыш – ведь в Уфе работает детский центр, работающий по принципам Монтессори-педагогики.

Что это за царство кубиков, бусинок, цилиндров и треугольников? И почему они расположены в таком строгом порядке?

Все эти чашечки, щеточки, кубики и коробочки, положи их в беспорядке, могут вызвать только чувство бессилия перед хаосом мира. Мария Монтессори предложила разместить их в соответствии с определенной логикой, а малышей с первого дня в классе приучать поддерживать установленный порядок – так удобнее самим детишкам. Вообще, в раннем возрасте порядок ограничен для ребенка. Он стремится к нему, но не всегда умеет его организовывать.

Также Монтессори обратила внимание (а современная психология подтвердила), что у ребенка есть возрастные периоды, когда он легко и естественно учится определенным вещам. Если опоздать и не воспользоваться появившимися у детей возможностями, их интерес может исчезнуть, да и ошибки этих периодов могут неприятно сказаться в дальнейшем. Необходимо вовремя раскинуть «скатерть-самобранку», на которой малышу откроется безопасная модель нашего мира. Это и есть Монтессори-класс.

По какому принципу размещаются Монтессори-материалы?

Главное условие – чтобы материал был расположен на открытых полках на уровне не выше метра от пола, что обеспечивает ребенку свободу выбора. Каждый материал представлен в одном экземпляре («поиграл – положи на место, чтобы мог воспользоваться кто-то еще»). Все пособия внешне привлекательны, изготовлены из натуральных материалов высокого качества и допускают возможность самоконтроля (например, если не сложить правильно геометрические фигуры – коробочка не закроется; если не составить верно пару из шумящих цилиндров, развивающих слух, - цвета на донышках не совпадут, и т.д.). Мария Монтессори считала, что исправление ошибок учителем не приносит желаемой пользы, поскольку ведет к формированию у ребенка комплекса неполноценности и, самое главное, не дает ему возможности замечать ошибки!

Самим расположением полок подготовительная Монтессори-среда разделена на зоны. В зоне сенсорного воспитания – материалы для развития цветового зрения, осязания и т.п. В математической зоне – материалы для знакомства с десятичной системой, для освоения порядкового счета. В зоне языка – все для подготовки руки к письму, для развития фонематического слуха. И есть зона «космоса». Она помогает ребенку создать для себя целостную картину мира, освоить основы ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики.

Хорошо, а зачем понадобились гладильная доска и швабра?

А это материалы, которые помогают ребенку научиться заботиться о себе и об окружающем мире. Например, рамки с различными видами застежек, посуда, тряпочки… Дети очень любят упражнения, которые встречаются в домашней практике. Они формируют у ребенка чувство собственного достоинства и независимости, так как теперь жизненно важная деятельность выполняется им совершенно самостоятельно.

Естественно, все занятия проходят под присмотром педагога, который показывает, как обращаться с теми или иными предметами (презентует материал). У нас состоялись фруктовая, овощная недели. Дети делали салаты: сами чистили и резали ингредиенты, пользовались настоящими ножами, вилками, мисками. В Монтессори-группе дети живут не понарошку, а всерьез.

Чем отличается общения детей и взрослых в Монтессори-центре?

Нет нотаций, наставлений, приказаний. Есть доверие к внутренним, врожденным силам ребенка.

В Монтессори-классе ребенок достигает результата сам, методом проб и ошибок, инициатива идет от него, а не от взрослого. Учитель становится коллегой, старший товарищем. Он доброжелательно и ненавязчиво руководит малышом, выполняя роль посредника между ним и подготовительной средой.

Как оценивается деятельность ребенка в Монтессори-группе?

Педагог во время свободной работы наблюдает за детьми, ведет записи, где отмечает:

  • с каким материалом работает ребенок;
  • достигнута ли достаточная концентрация внимания;
  • какие изменения в развитии ребенка и его работе замечены.

Увидев, что ребенок сделал все правильно, преподаватель не говорит ему: «Молодец!», а отмечает: «Как здорово ты сделал это!». Он дает оценку не самому ребенку, а его действиям, ребенка же принимает таким, каков он есть, всегда и независимо ни от чего положительно.

Существуют ли правила поведения детей в Монтессори-группах?

Да. Их главная цель - защита интересов коллектива и каждого отдельного ребенка. Например: «Хочешь работать вместе – договорись об этом», «Можно наблюдать за работой других, не мешая им», «Когда трудно – просят о помощи и благодарят». Вырабатывается внутренняя дисциплина, основанная на признании прав другого человека, на уважении к нему и его работе. Дети привыкают сотрудничать и помогать друг другу.

Объясните, что за коврики у вас используют малыши?

Функция их особая: определять, очерчивать зону личной автономии. Беру коврик, ложусь на него с материалами, игрушками или без них, сообщаю: «Это моя личная территория, ваше влияние сюда не проникает». Цвет у коврика неяркий, однотонный, чтобы хорошо были видны предметы. Дети скатывают их особым способом, медленно, как бы медитируя, и чтобы при этом не задеть остальных.

Есть ли какие-то особенности набора в Монтессори-класс?

У нас учатся детишки в возрасте от 2 до 6 лет. Группа состоит примерно из пятнадцати человек, занимаются с ними два педагога. Группа непременно должна быть разновозрастной. Дети учатся у старших, привыкают заботиться о младших. Мария Монтессори заметила, что дети учат других детей лучше, чем взрослые. Решается и другая проблема: у каждого человека биологически индивидуальный темп развития. Кто-то опережает сверстников – тогда он стремится к более сложным упражнениям. Или есть просто медлительные дети – здесь их не подгоняют. Главное – результат.

Почему считается, что Монтессори-педагогика находится на стыке педагогики и медицины?

Мария Монтессори была не только ученым-исследователем, но и детским врачом-психиатром. Вначале она опробовала свою методику на проблемных детях. Вскоре по развитию они опередили сверстников. У нас также наравне с другими занимаются дети с нарушением речи, с ослабленным слухом. Они прекрасно себя чувствуют в группе.

Почему рекомендуется приводить детей в центр, а не заниматься с ними дома?

Монтессори-педагогика предлагает наличие специально подготовленной среды, которую трудно создать дома. К тому же, Монтессори-педагог обладает специальной квалифицированной подготовкой и у него особая функция: диагностическая, организующая. Например, Эльвира Ирхатовна закончила в Омске Монтессори-курсы, прежде чем приступить к этому нетрадиционному методу обучения детей. И еще: в Монтессори-классе педагог целенаправленно расширяет словарный запас детей, а родители дома, к сожалению, не всегда следят за речью.

Правда ли, что дети Монтессори-групп легко адаптируются в школе?

Да. Практика показала, что дети из Монтессори-групп без особого труда поступают в самые престижные школы и учатся весьма успешно. Это объясняется тем, что они обладают широким кругозором, имеют сформировавшуюся внутреннюю мотивацию к познаниям нового, умеют концентрироваться на работе, аргументировано отстаивать свое мнения и рассуждать о проблеме. К тому же, они уже усвоили в Монтессори-центре многие дисциплины, которые в школе дают только в третьем классе.

Малыши непосредственны, чувствуют себя как дома, находят занятие по душе. Преподаватели влюблены в Монтессори-педагогику. А дети влюблены в преподавателей и Монтессори-класс.

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка самостоятельным, успешным, талантливым и счастливым человеком. А пока что мы надрываем голос, объясняя сотый раз, как зашнуровать ботинки и правильно определять время на часах. «Подрастет – научиться», - успокаиваем мы себя.

Не упустите момент, дорогие родители! Может, уже пора?

29.04.2018 21:36
Начало вебинаров
05.10.2017 10:43
Старт новой версии сайта